Дорогие братья и сестры! Предлагаю интересно и с пользой провести пятничный вечер.
Проведем небольшую «викторину» в поле «основного богословия»
Нужно ли христианину уметь отстаивать свою веру, подтверждать её истинность?
- Не нужно, ведь внутренняя вера не нуждается в доказательствах, она или есть или её нет
- Этим должны заниматься миссионеры, священники и преподаватели богословских дисциплин
- Нужно
Ответ
Несмотря на то, что предметы веры превышают возможности их постижения силой человеческого рассудка, её истинность (истинность Православия) подлежит подтверждению. В частности оно может быть выстроено на обосновании истинности Священного Писания (что, в свою очередь, аргументируется истинностью сбывшихся библейских пророчеств, библейской археологией, подтверждающей истинность Писания как исторического документа, и прочими доводами), на созвучии требований Евангелия высшим стремлениям и потребностям человеческого духа, на исследовании опыта жизни святых. К готовности давать отчёт в уповании (требующим такого отчета) призывали сами апостолы: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).
Может ли сомневающийся христианин использовать для разрешения трудных вопросов, касающихся его как члена Церкви, ответы, заимствованные из других религиозных учений?
- Нет, это будет свидетельствовать о его недоверии Церкви как хранительнице полноты учения о Спасении
- Может, но только с особого благословения приходского священника или правящего архиерея
- Может, но с рассуждением
- Может, если он священник или епископ
Ответ
Основное богословие обращено к тем, у которых еще нет твердой веры, у которых много сомнений и которые ищут Истину и интересуются христианством. Такие люди, не имея правильного духовного опыта, нуждаются в рациональном обосновании основ веры, обосновании христианских ответов на ключевые вопросы человеческой жизни. Для этой цели и рассматриваются, кроме Священного Писания и Предания, идеи других религий, данные науки и достижения искусства и культуры. Ещё ранние христианские апологеты отмечали, что семена истины содержатся в разных верованиях. Подчеркивая близость ряда идей некоторых древних мыслителей, живших в языческом мире, христианским, они называли их (с известной доли условности) «христианами до Христа». Более того, христиане первых веков нередко использовали в качестве священных изображений языческие образы и символы (наполненные христианским содержанием). Через подобные параллели многие язычники лучше усваивали истины Евангельской проповеди. Другое дело, что заимствование идей из нехристианских источников требует рассудительности и осторожности.
Какое знаменитое определение дал Тертуллиан богослову?
- Тот, кто много читает священное писание
- Тот, кто много молится
- Тот, кто смиряется
- Тот, кто учился в духовной семинарии и академии
Ответ
Тертуллиан неоднократно упоминал в своих трудах о том, что, если ты молишься истинно, то ты богослов. Это же утверждал и Евагрий Понтийский, ученик Каппадокийцев.
Кто есть единственный подлинный богослов?
- Апостол и евангелист Иоанн
- Иисус из Назарета
- Моисей
- Адам
Ответ
Христос, живая и личная Истина, «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1, 24). Он единственный подлинный богослов, а мы богословы лишь по дару, который получаем от Него.
Как в этимологическом отношении объясняется слово «религия»?
- Церковь
- Культ
- Воссоединение
- Мироздание
Ответ
Известный западный христианский писатель и проповедник Лактанций (330) утверждал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому он религию определяет как союз благочестия человека с Богом. В свою очередь блаженный Августинсчитал уместным определять слово «религия» как производное от другого глагола: «reeligere» — воссоединять. Следуя этой логике термин «религия» указывает на стремление человека восстановить союз с Богом, возобновить отношения с Ним, разорванные в результате греха.